Dina Katz (dina_katz) wrote in remhq_ru,
Dina Katz
dina_katz
remhq_ru

Play (май 2007)

ШКОЛА РОКА

Cкан статьи Cкан статьи Cкан статьи Cкан статьи
Cкан статьи Cкан статьи Cкан статьи

Самый влиятельный рок-состав Америки, любимая группа Тома Йорка и Курта Кобейна, а теперь еще и новобранцы рок-н-ролльного Зала славы – поводов углубиться в эту историю более чем достаточно. Поздравляя R.E.M. с заслуженными почестями, Play выбирает 33 вещи, которые стоит знать о группе.


01. R.E.M. и Афины
Местом появления группы R.E.M. на свет принято считать Университет Джорджии в городе Афины, штат Джорджия. В нем учились будущий вокалист Майкл Стайп и будущий бас-гитарист Майк Миллс. Стайп был завсегдатаем местной лавки с грампластинками, в которой работал будущий гитарист Питер Бак, в то время как Миллс сохранил школьную дружбу с будущим барабанщиком Биллом Берри. В январе 1980 год двух тезок познакомили общие друзья, а уже в апреле новоиспеченный квартет отыграл первый в своей истории концерт.

02. R.E.M. и радио
По признанию Стайпа, идея записывать собственные песни его на первых порах совсем не привлекала. Но без записей было проблематично пробиться в клубы, так что летом 1981-го группа выпустила сингл «Radio Free Europe”. Тираж его был достаточно скромен (тысяча копий), но ранним R.E.M. неплохо жилось и без тиражей. Песня моментально стала хитом на студенческих радиостанциях, а доселе безвестная группа оказалась, пожалуй, ярчайшей иллюстрацией феномена американского колледж-рока.

03. R.E.M. и «Murmur»
Дебютная пластинка R.E.M. была издана в апреле 1983-го и оказалась сенсацией как минимум национального масштаба: подводя итоги года, журнал «Rolling Stone” поставил «Murmur» на первое место в списке лучших записей отчетного периода. Юные афиняне опередили тогда не менее эпохальные альбомы «Thriller» Майкла Джексона и «War» U2, и, по меткому замечанию американского рок-критика Энтони Де Кертиса, та великая аномалия изумляла уже на уровне сравнительного анализа заголовков: «Война», «Триллер» - и «Бормотание».

04. R.E.M. и их идеология
«Слушатели должны думать, пользоваться своим воображением. И речь тут не столько об интеллекте – мы не какие-нибудь там умники, ничего подобного. Мы всего лишь хотим, чтобы люди выносили из наших песен что-то свое. Если это значит, что они раскопают в них философию, которая изменит их жизни, отлично. Но если, слушая эти песни, люди захотят танцевать, то и это здорово» (Майкл Стайп). «У нас нет никаких ответов на чьи-либо вопросы. Вот наша группа, вот наша музыка – считайте, что это дверь. Так почему бы ее не открыть и не решить для себя, нравится ли вам то, что внутри» (Питер Бак). Это было сказано 22 года назад – но думается, что под своими тогдашними словами участники R.E.M. подпишутся и теперь.

05. R.E.M. и Лондон
Готовясь к записи своего третьего альбома «Fables of the Reconstruction», группа наняла именитого продюсера Джо Бойда (известного по работе с Ником Дрейком и Fairport Convention) и отправилась в Лондон. В британской столице музыканты пережили дождливую и холодную зиму, откровенно скисли от тоски по родине и оказались на грани распада. Но все обошлось: пластинка вышла хоть и хмурой, но вполне блестящей, а лед в отношениях с Лондоном был окончательно растоплен через 20 лет, когда R.E.M. дважды в течение месяца (уникальный, между прочим, прецедент) покорили Гайд-парк – сначала в рамках концерта «Live 8», а затем и соло.

06. R.E.M. и слава
Мнения насчет того, когда начался разворот группы к новому, стадионному звучанию, традиционно расходятся. Пара громких хитов была уже на пластинке «Document», арены R.E.M. подчинились уже по ходу турне в поддержку «Green», а вершины альбомных чартов по обе стороны Атлантики – с выходом «Out of Time». Так или иначе, подлинной кульминацией этого перерождения нельзя не счесть «Automatic for the People». Великодушная мудрость и благородный эпос лучшего диска R.E.M. разошлись по миру тиражом в 15 миллионов копий, а место группы в пантеоне рок-н-ролльных богов являлось отныне неоспоримым.

07. R.E.M. и право на выбор
Многим из миллионов владельцев CD “Automatic for the People” может показаться интересным список его рабочих заголовков: «Имитация крабового мяса», «Любовь и нищета», «Возвращение мямли» и – самое замечательное – «Кошачий зад». Что до чуть менее революционного “Automatic for the People”, то и его выбор был обусловлен случаем – там звучал приглянувшийся музыкантам слоган афинского ресторанчика.

08. R.E.M. и двусмысленность
«Самое распространенное недоразумение в отношении наших песен состоит в том, что большинство из них автобиографичны. Увы, но я попросту не в состоянии быть всеми персонажами, от лица которых мне приходилось писать. Будь оно так, я был бы безнадежным шизофреником – и уж точно куда интереснее меня настоящего», - объяснялся в очередном интервью Майкл Стайп. Неоднозначность его лирики – притча во языцех: ее многоярусный смысл или вызывающую бессмысленность отмечали в разные годы и критики, и коллеги-музыканты, да и сам лидер R.E.M. Примечательно, что опубликовать тексты своих песен в буклете к диску группа впервые решилась лишь в 1998 году.

09. R.E.M. и их влияние
Всем известно, что без ранних дисков R.E.M. не было бы ни музыки гранж, ни гигантского пласта инди-рока, ни группы Radiohead, но стоит копнуть чуть глубже – и на свет вылезут совсем уж удивительные подробности. Вроде той, например, что песня «Машины времени» про мир, который прогнется под нас, - безупречная калька с акустической версии «The One I Love”, а лучший номер прошлогоднего диска The Killers фактически слизан с «Finest Worksong». Впрочем, самым впечатляющим свидетельством авторитета R.E.M. остается то, что это – любимая группа Тома Йорка и Курта Кобейна.

10. R.E.M. и Курт Кобейн
C фронтменом Nirvana Стайпа связывала давняя и близкая дружба. Майкл приходится крестным отцом дочери Курта и Корти Лав, Фрэнсис Бин, и посвятил покойному брату по оружию песню «Let Me In» с альбома «Monster». По легенде, в ночь перед самоубийством Кобейн слушал альбом “Automatic for the People”. По горькой иронии судьбы, украсившую его балладу “Everybody Hurts” принято считать антисуицидальной

11. R.E.M. и личное
«Кто-то подметил, что британская пресса «открывает» мою сексуальную ориентацию чаще, чем Фрэнк Синатра пел «My Way”. Такое впечатление, что это используют как информационный повод всякий раз, когда у газет дефицит новостей», - сетовал Стайп через 10 лет после своего появления на обложке гей-журнала «Out». Таблоиды приписывали Майклу роман с Моррисси и даже – с подачи Лав – мимолетную интрижку с Кобейном, но комментировать любые слухи на эту тему музыкант упорно отказывается.

12. R.E.M. и проверка на вшивость
«Много ли вы знаете групп, которые: а) становятся успешными сразу после дебюта, б) выпускают десять успешных альбомов кряду и в) не превращаются при этом ни в корпоративную машину, ни в пародию на самих себя? Мы по-прежнему выпускаем записи, до которых есть дело и слушателям, и нам самим. Выход очередного альбома никогда не был для нас повинностью» (Майк Миллс).

13. R.E.M. и проверка на прочность
Последовавшее за выходом «Monster» мировое турне оказалось самым тяжелым испытанием в истории группы. 1 марта 1995 года Билл Берри рухнул на сцену прямо во время концерта в швейцарской Лозанне. Барабанщику R.E.M. был поставлен диагноз «мозговая аневризма», на протяжении девяти дней он  находился на грани жизни и смерти, и хотя через два месяца музыканты возобновили гастроли, тот год для них явно не задался – летом лечиться пришлось и Миллсу, и Стайпу. Кстати, в следующий раз концерт R.E.M. будет отменен только через 10 лет – после неизвестно чьей и трагической для отечественных меломанов нерасторопности на эстонско-российской границе.

14. R.E.M. и новая жизнь
Поучаствовав в записи следующего диска «New adventures in Hi-Fi”, Берри принял нелегкое решение завязать с музыкой. Взяв со своих друзей обещание, что на биографии R.E.M. не будет поставлен крест, Билл занялся фермерством. «Остаемся ли мы группой R.E.M.? Мне кажется, что, лишившись одной лапы, собака остается собакой – просто ей придется научиться заново ходить», - прокомментировал Стайп решение музыкантов продолжать карьеру в составе трио. Выпущенный после ухода Берри альбом «Up» стал наименее успешной и самой недооцененной работой группы.

15. R.E.M. и деньги
«Многие говорят, что группе пришел конец, поскольку наши пластинки больше не продаются миллионными тиражами. Ну что тут сказать – говоря по правде, тиражи и деньги никогда не являлись нашими приоритетами. И, уж поверьте, я не стану избавляться от лысины, чтобы понравиться молодежной аудитории. Нет ничего более жалкого, чем группа, готова изменить себе ради того, чтобы ее музыка лучше продавалась» (Майкл Стайп).

16. R.E.M. и много денег
Между тем, накануне выхода «New adventures in Hi-Fi» R.E.M. подписали рекордный на тот момент контракт с «Warner» (80 миллионов долларов за пять альбомов), обойдя титанов вроде Мадонны, Дженет Джексон и вторично – ее брата Майкла. Вскоре после этого Стайп с подкупающей прямотой признался, что «понятия не имеет», как записать коммерчески успешный альбом.

17. R.E.M. и самоидентификация
«Я никогда не думал о себе как о рок-звезде. Однажды Энди Уорхол спросил меня, чем я занимаюсь. Я ответил, что пою в группе, на что Энди заявил: так, выходит, ты поп-звезда! Кстати, Уорхол называл меня милашкой и просил номер моего телефона. Я был тогда крашеным блондином с красными бровями – наверное, я и впрямь был мил» (Майкл Стайп).

18. R.E.M. и саундтреки
Еще одним знаменитым Энди, с которым группу свела судьба, был американский комик Энди Кауфман. Посвященный ему фильм «Человек на Луне» живого классика Милоша Формана позаимствовал название у песни R.E.M. (тоже, кажется, вполне себе прецедент), пополнивших свою дискографию саундтреком к ленте. Кроме того, треки группы пригодились режиссерам Кэмерону Кроу (в «Ванильном небе» и Майклу Муру (дважды).

19. R.E.M. и кино
Относительно недавно Стайп признался, что именно ему предназначалась в свое время роль в «оскароносной» комедии «Лучше не бывает». По словам музыканта, он осилил всего 10 страниц присланного ему сценария, скоропалительно счел его никудышным и отказал продюсерам фильма, видевшим в Майкле идеального исполнителя роли художника-гея, впоследствии доставшейся Грегу Кинниру. В Голливуде Стайп дебютировал в амплуа продюсера – на его счету фильмы «Velvet Goldmine» и «Быть Джоном Малковичем» (с героем последнего его регулярно путают).

20. R.E.M. и переоценка ценностей
К концу 90-х география успеха R.E.M. претерпела существенные изменения. Каждый альбом группы, начиная с «Out of Time» (и за исключением «Up»), добирался до высшей строчки альбомного хит-парада Великобритании, тогда как на родине R.E.M. неожиданно вернулись к своему юношескому – культовому – статусу, весомыми коммерческими удачами практически не подкрепляемому. Особенно в этом смысле не повезло пластинке «Reveal», наиболее дельной и цельной работе группы с начала 90-х – в США ее тираж составил всего 415 тысяч копий.

21. R.E.M. и политика
Несмотря на изрядный политический окрас многих своих песен (в первую очередь на ум приходят записи второй половины 80-х), прямых высказываний на эти темы R.E.M. аккуратно избегали вплоть до 2004 года. «Иногда я кажусь себе злым пацифистом на планете. Да, это правда, что события в мире оказывают большое влияние на мое нынешнее сочинительство. Хотя, признаться, это скорее песни о моих эмоциях по поводу происходящего, нежели о том, что творится на самом деле, - говорил Стайп в преддверии выхода альбома «Around the Sun». – Так или иначе, я отказываюсь понимать, какого черта я делаю на сцене вместе с Брюсом Спрингстином и до чего все погано, если меня поп-звезду, позвали спасать нацию, а то и весь мир». Как известно, усилия Босса, Стайпа и организованного ими турне «Vote For Change» успехом не увенчались – Америка вновь проголосовала за Буша.

22. R.E.M. и лишние слова
«Я больше никогда не позволю ожиданиям обрести форму слов. Однажды я имел неосторожность сказать, что альбом будет хаотичным, политизированным и очень звучным, не уточнив, что имею в виду не крик, но шепот. Думаю, эту ошибку не стоит повторять» (Майкл Стайп). Увлекшись атакой на Буша, R.E.M. записали слабейший альбом в своей истории  - в США «Around the Sun» не попал даже в Топ-10. Справедливости ради, антивоенная песня «Final Straw» здесь – одна из редких, но явных удач.

23. R.E.M. и литература
Участники R.E.M. приятельствуют с, возможно, талантливейшим писателем современности – канадцем Дугласом Коплендом. Автор «Поколения X» нарисовал один из постеров, вложенных в подарочное издание «Around the Sun», а продюсерская компания Стайпа выкупила права на экранизацию книги «Нормальных семей не бывает». «Дорогая» версия сборника хитов R.E.M. «In Time» примечательна, помимо прочего, еще и бормотанием Уильяма Берроуза под песню «Star Me Kitten».

24. R.E.M. и дизайн
Экстравагантные вкусы Стайпа как-то принесли ему малопочетный титул самого безвкусно одевающегося американца – что ж, по крайней мере, его дизайнерские таланты высоко ценят коллеги по цеху. Составив компанию Биллу Клинтону, Клинту Иствуду и тогда еще дружеской паре Джоли-Питт, солист R.E.M. выступил в непривычной роли оформителя коробок для завтраков, каждая из которых стала лотом на благотворительном аукционе, состоявшемся пару лет назад в Нью-Йорке. Работа авторства Стайпа была оценена в 40 тысяч долларов и досталась лидеру Coldplay Крису Мартину, обставившему по ходу торгов не кого-нибудь, а самого Боно.

25. R.E.M. и их лицо
«В роли фронтмена Майкл прибавляет из года в год – лично я не знаю никого, кто смотрится в этом амплуа хоть сколько-нибудь лучше. Он отрицал необходимость быть лицом группы много лет, вплоть до начала 90-х, но потом признал, что это – часть его работы. И, знаете, она ему удается блестяще» (Питер Бак).

26. R.E.M. и чужие идеи
О широте связей R.E.M. в шоу-бизнесе наиболее наглядно свидетельствует список музыкантов, приложивших руку к прошлогоднему EP Майкла Стайпа «In The Sun»: помимо поющего в трех из шести треков Криса Мартина, это Джеймс Айха (экс The Smashing Pumpkins), а также продюсерский тандем will.i.am и Джастина Тимберлейка. «Это обоюдный процесс. Мы записываемся и выходим на сцену с людьми, многие из которых – Radiohead или Coldplay – вдохновляют и нас. Это обмен идеями, и это здорово», - полагает Стайп.

27. R.E.M. и чужие песни
Автором песни «In The Sun» является незаслуженно обделенный вниманием американский сонграйтер Джозеф Артур, и это – одна из десятков чужих песен, за запись которых брался Стайп (как в составе R,E.M., так и соло). В репертуаре группы есть даже кавер-версия бессмертной «Moon River» Генри Манчини, а, например, по поводу старинного ремейка «King of the Road» Роджера Миллера гитарист R.E.M. выразился так: «Если бы в этом мире была справедливость, Миллер должен был засудить нас за то, что мы сотворили с его песней».

28. R.E.M. и секрет их успеха
«Мы глубоко убеждены, что как группа мы гораздо сильнее, чем по отдельности. К тому же мы совершенно непредсказуемы и не потеряли способности друг друга удивлять. Билл, к примеру, был страшно пунктуален, всегда появляясь в студии первым и вовремя. Но это – единственное, в чем стоило быть уверенным на его счет. Не сомневайтесь – после всех лет, проведенных вместе, мы все еще способны на сюрпризы» (Майкл Стайп).

29. R.E.M. и Патти Смит
Разговор о влияниях – обоюдных или односторонних – был бы преступно неполным, обойдись он без упоминания Патти Смит. «Влияние? Это не просто влияние – если уж на то пошло, с Питером мы познакомились именно на почве совместной любви к записям Патти. До этого наш разговор не слишком клеился», - признался Стайп через 28 лет после памятного разговора. Патти называет Майкла своим лучшим другом, ее голос звучит в песне R.E.M. «E-Bow The Letter», она неоднократно выходила с группой на сцену. «Меня потрясает ее энергия. Она не устает шокировать, вдохновлять и испытывать меня как музыканта – и как друга», - резюмирует Стайп.

30. R.E.M. и признание
Как нельзя более символичным оказался тот факт, что среди номинантов на включение в Зал славы рок-н-ролла оказались в 2007 году давным-давно заслуживавшая эту почесть Патти Смит – и едва отметившие 25-летие своей первой записи R.E.M. Дождавшись мартовской церемонии и рассыпавшись в комплиментах друг другу, две легенды сошлись у микрофона, чтобы вспомнить третью – The Stooges: Патти и Майкл спели дуэтом «I Wanna Be Your Dog».

31. R.E.M. и их планы на будущее
«Что дальше? Мы не знаем. У нашей группы есть внутренний компас, который всегда указывает нам путь, по которому нужно идти. Кроме того, мы страшно везучи и немного талантливы – благодаря всему этому мы все еще здесь и по-прежнему счастливы быть здесь» (Майкл Стайп).

32. R.E.M. и их будущее
Работа над 14-м альбомом R.E.M. уже началась и вселяет немалую надежду: Билл Берри не только выступил на церемонии инаугурации группы в Зале славы, но и принял участие в недавней записи кавер-версии «#9 Dream» Джона Леннона, а в роли продюсера выступит дважды награжденные «Грэмми» за сотрудничество с U2 Гаретт «Jacknife» Ли. Единственные в 2007 году концерты R.E.M. пройдут с 30 июня по 5 июля в Дублине и станут открытыми репетициями новых песен.

33. R.E.M. и R.E.M.
Ныне знаменитую на весь мир трехбуквенную аббревиатуру музыканты R.E.M. нашли в медицинском словаре – термин «rapid eye movement» («парадоксальный сон») им приглянулся своей загадочностью. Но, разумеется, эта расшифровка – ни в коем случае не догма. На все той же церемонии 12 марта в Нью-Йорке Майкл Стайп вспомнил предсмертные слова своей бабушки: «Remember every moment». Помни. Каждый. Миг.

Качай 20 лучших песен R.E.M.:

  • “Talk about the Passion” (CD “Document” 1983)
  • “1,000,000”  Live (CD “And I feel fine” 2006)
  • “Driver 8” (CD “Fables of the Reconstruction” 1985)
  • “Cuyahoga” (CD “Life’s rich pageant” 1986)
  • “Disturbance at the Heron House” (CD “Document” 1987)
  • “The One I Love” (CD “Document” 1987)
  • “It’s the End of the World as we know it (And I feel fine)” (CD “Document” 1987)
  • “Losing My Religion” (CD “Out of Time” 1991)
  • “Low” (CD “Out of Time” 1991)
  • “Drive” (CD “Automatic for the People” 1992)
  • “Sweetness Follows” (CD “Automatic for the People” 1992)
  • “Nightswimming” (CD “Automatic for the People” 1992)
  • “Everybody Hurts” (CD “Automatic for the People” 1992)
  • “Strange Currencies” (CD “Monster” 1994)
  • “Be Mine” (CD “New adventures in Hi-Fi” 1996)
  • “The Apologist” (CD “Up” 1998)
  • “Why not Smile” (CD “Up” 1998)
  • “Saturn Return” (CD “Reveal” 2001)
  • “Country Feedback” Live (CD “In Time: Rarities & B-Sides” 2003)
  • “The Outsiders” (CD “Around the Sun” 2004)

Автор – Сергей Личагин

Еще в номере была небольшая заметка как раз о вышеупомянутой «#9 Dream»:

Первая с 1996 года песня, записанная оригинальным составом R.E.M., не только возвращает нас в те времена, когда трава была зеленее, а барабаны Биллу Берри казались милее трактора. Кавер-версия «#9 Dream» Джона Леннона – первая ласточка с будущего альбома, где его песни исполняет, в числе прочих, U2, Кристина Агилера, Snow Patrol и Green Day. Релиз CD “Instant Karma” – часть кампании, призванной спасти искалеченный межэтническими конфликтами суданский регион Дарфур.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments